Машина – роскошь для избранных

Машина – роскошь для избранных

Начиная с нынешнего года банки заявили о повышении процента автомобильных кредитов по сравнению с прошлым годом. Одновременно на автомобильном рынке увеличивается количество машин проданных в кредит. В процентном соотношении это примерно 45% от всех проданных в России транспортных средств. Такая ситуация, говорят эксперты, возникла из-за повышения стоимости машин в автосалонах, когда доходы населения остались прежними, а в отдельных случаях даже снизились. Соответственно, приобрести новое авто без помощи кредитования для среднестатистического жителя нашей страны стало более чем проблематично, и это сразу же отразилось на общем состоянии рынка автомобилей.

По расчетам специалистов Национального бюро кредитных историй (НБКИ) всего за первые несколько месяцев нынешнего года банковские учреждения выдали автокредитов на сумму около 87 млрд. руб. Сравнивая с таким же периодом прошлого года это почти на 40% больше. С января по март количество проданных в кредит транспортных средств увеличилось на 24%, до 126,3 тыс. шт. Продажи железных коней в кредит на фоне совокупных продаж на авторынке, по сводкам того же НБКИ и авторитетных аналитических агентств, за последние четыре месяца выросли с 38% до 45% по сравнению с 2016. Цифры говорят сами за себя.

Любопытно, что описанный процесс развивается также в условиях общего преуспевания автомобильного рынка. Согласно с данными Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), первый раз за последние 4 года квартальные результаты автомобильных продаж имеют позитивную динамику. Так, продажи коммерчески направленных машин и простых легковушек возросли на 1%, до 322,5 тыс. единиц. Часть кредитных автомобилей в системе объясняется реализацией государственной программы льготного автокредитования, действие которой продлили на один год.

Банкиры и финансовые специалисты, в свою очередь, связывают рост количества выдаваемых на автомобили кредитов с возросшей их стоимостью. В частности, последние исследования в этой сфере дали понять, что в прошлом году средняя стоимость легковой машины равнялась 1,4 млн. руб. и это на 15% больше, чем в позапрошлом году. Представитель одного из крупнейших банков России заявил, что объемы автокредитов за последнее время увеличились на 80%, если сравнивать их с прошлым годом. Специалист так же как и большинство его коллег связывает подобную тенденцию в значительной мере с ростом цен, и признает тот факт, что приобрести авто сразу способны далеко не все российские автолюбители.

Участники авторынка прогнозируют дальнейшие позитивные изменения. Специалисты отмечают, что сфера автомобильного кредитования в связи со сложившейся ситуацией стремительно восстанавливается, и в ближайшем будущем ожидается увеличение оборота в отрасли в два раза.

По данным аналитического агентства FrankResearchGroup, общий портфель автомобильных кредитов уменьшается с 2013 года, и в итоге достиг сейчас отметки в 962 млрд руб. В общем, объем выдачи кредитных средств для приобретения авто в 2013 году составлял 633,7 млрд руб. Эти показатели в 2014 году выглядели намного скромнее. Состоянием на конец года общая сума доходила до 933 млрд руб., и за год банки одолжили своим клиентам около 442,7 млрд руб. Поскольку подобные кредиты, чаще всего, выдают на срок 2-5 лет, то сейчас населением старательно погашаются долги приобретенные еще в 2013-2014 году. Недавние выплаты не покрывают объемов погашения, а это ведет к сокращению портфеля. Уже в прошлом году наблюдалось его снижение до 682 млрд руб.

Несмотря на цифры, вопрос о том, способен ли современный рынок автомобильного кредитования восстановится полностью, остается открытым. Исходя из оценок специалистов рынка, рост возможен, но только номинальный, не более 1%. Гендиректор НБКИ, Александр Викулин, признается, что самым большим препятствием на пути к успеху до сих пор являются низкие реальные доходы сограждан. Соответственно, пока население не станет зарабатывать больше, глобальных перемен в этой отрасли ждать не стоит. Хотя, кто знает, может быть, следом за ОСАГО по-новому произойдут изменения и на автомобильном рынке, которые упростят условия и позволят многим обзавестись средством передвижения.

 

« Назад